БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

logoOAPP

КАФЕДРА

«ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики

г. Минск, Партизанский пр-т 77, 10-й корпус БНТУ. каб. 403, тел. (017) 257-42-25; 257-45-60, (029) 103-91-06 Велком

Эпоха пост №1

«Эпоха пост»

Цикл бесед-обсуждений по теме «Постиндустриальное общество, постиндустриальная экономика и вызовы для Беларуси».

Владимир Баранич, Арий Ластовенко.

«Эпоха пост». Беседа I.

Постиндустриальное общество. Признаки, тенденции.

Текст беседы составлен на основе многочисленных разговоров авторов в период февраль -апрель 2017 года. Предполагалось сделать видео-беседу, но жизненная текучка заставляет откладывать многие проекты. Поскольку вопросы, затронутые в данном посте, ценны и актуальны именно сегодня, а опуюбликованные позже будут иметь ценность как мысли, высказанные задним числом. Предлагаем сегодня важные для Рб обобщения.

В. Баранич: Здравствуйте уважаемые, все, кто нас видит и слышит сейчас. Мы начинаем цикл видео-бесед по теме «Мировое постиндустриальное общество, постиндустриальная экономика и что нужно делать нашей республики Беларусь». под коротким названием «Эпоха-пост и Беларусь». Я – Владимир Баранич. Со мной в студии Арий Ластовенко.

Почему важно понимать «Эпоху-пост»? Нужно ли нам это? Попробуем в этом разобраться.

Эпоха пост - сегодняшняя реальность. В чем её суть и какие условия, правила и законы жизни формирует новая эпоха для всего общества и отдельного человека мы поговорим в этой беседе.

Мир интенсивно переходит от индустриального устройства общества к постиндустриальному устройству.

Мы все очевидцы и участники бурного развития компьютерной техники и технологий, интернета, GPS, информационных технологий и многого другого. Нас окружают множество высокотехнологичных устройств, как их сегодня модно называть словом «гаджеты». Эти гаджеты - часть нашей повседневной жизни. Мы уже не представляем без них жизни. Мы с ними утром встаем, мы с ними ложимся спать. А всего каких-то 20 лет назад многие из нас даже о них не слышали, сегодняшние обыденные гаджеты были тогда на уровне сказки. Мир сегодня с огромной скоростью эволюционирует в направлении высоких технологий. (Пауза для перехода.)

А. Ластовенко: Кроме прогресса, все мы в последнее десятилетие наблюдаем, вокруг себя и во всем мире какую-то нестабильную, можно сказать, нервозную обстановку. Постоянные экономические и финансовые кризисы, нескончаемая войны на Ближнем востоке, политические катаклизмы в розных странах (конфликт России и Украины, Ливия, Сирия, Брекзит, наплывы беженцев, теракты, выборы Трампа, одна часть населения – за, другая (не меньшая) – против и многое другое). Постоянно что-либо хорошее и нехорошее происходят в Мире. (Пауза для перехода.)

В. Баранич: Так что же все это такое происходит? Как охарактеризовать время, в котором мы живем? Куда мир движется? Кто виноват? Что нужно делать? Как с этим бороться? И кто должен бороться? И нужно ли бороться вообще? Все чаще и чаще задаем мы себе эти вопросы. Арий, что ты думаешь по этому вопросу?

А. Ластовенко: Мы живем в эпоху происходящей революции – смены одной общественной формации на другую общественную формацию. Революция уже происходит сейчас, но многие об этом даже не догадываются и об этом даже не думают, а зря. Нас всех учили и это у нас в крови, что революция - это вооруженное противостояние нового и старого, бедными и богатыми когда проливается много крови (типа Октябрьской революции 1917 или Французской конца 18 века). Однако, мы живем в другой эпохе, в эпохе гибридных процессов (кто-то удачное определение придумал), когда процесс есть, он идет, все видят его проявления, но никто не признается, что он есть и все делают вид, что его нет. Большинство думает, что в мире происходят совсем не связанные события. Потому что наш мозг находит причины этих событий, но не находит связей между ними. И в результате делает, казалась бы логичные, но неверные заключения и выводы. Мы, как бы, рады себя обманывать. Это все из-за того, что каждый из нас является частью происходящих событий и нам трудно посмотреть на себя и все происходящее со стороны.

Решение одно, нужно выйти из системы и посмотреть на все со стороны независимого наблюдателя.

В. Баранич: Так как этот выход нужно совершать и кто его должен сделать?

А. Ластовенко: История позволяет нам это делать. Мы, современники, имеем возможность рассматривать исторические, прошедшие события как сторонние наблюдатели. Мы сегодня не участвуем в тех, прошлых процессах и те события на нас не давят. Но мы знаем историю и можем ее анализировать. Обратимся к недалекой истории нашего мирового общества.

Аналитики истории выделяют три важных вида, эпохи, «воны» в развитии мирового общества: (рис.1)

  • Аграрное (доиндустриальное) общество — определяющей деятельностью является сельскохозяйственное производство (земледелие, скотоводство), главные структуры — церковь, армия.
  • Индустриальное общество – определяющей являлась технологическая революция производства товаров потребления, промышленность, главные структуры — корпорация, фирма
  • сегодня все чаще стали произносить «Постиндустриальное общество», определяющим которого являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления.

Для лучшего понимания сегодняшнего следует чуть подробнее рассмотреть прошлые способы организации общества (рис.2)

Аграрный способ организации общества основан на:

  • трудоёмких технологиях,
  • использовании мускульной силы человека,
  • навыках, не требующих длительного обучения и больших умственных напряжений,
  • эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель).

Чтобы выжить люди должны были работать от зари до зари, т.е. производство продуктов, без которых человек не может жить (пища, одежда, кров), отнимало все время человека на этом свете.

В сельском хозяйстве занято почти все население.

Индустриальный способ.

  1. Основан на:
  • машинном производстве,
  • капиталоёмких технологиях,
  • использовании внемускульных источников энергии,
  • использовании высокой квалификации рабочих, требующей длительного обучения квалификации.
  1. Люди в обществе уже смогли жить, работая всего 8-10 часов в день и пять дней в неделю.
  2. В сельском хозяйстве занято и обеспечивает всех продукцией 3-7% сельского населения.
  3. В городах концентрировалось производство и основная часть населения общества.
  4. Сфера услуг начинает преобладать над производством продуктов.

В. Баранич: Арий все это понятно, мы все это изучали и знаем со школьной скамьи. Давай поговорим о том, чем характеризуется постиндустриальная эпоха и где ее временные границы. Ведь, как утверждают ученые люди, мы входим или уже вошли в новую «Пост-эпоху». Народу хотелось бы знать, что это такое и как с этим жить.

А. Ластовенко: Владимир, вопрос правильный и важный. От правильности ответа на него зависит правильность решений, которые должны будут приняты нашим обществом и, естественно, будущее благополучие всех нас в РБ. Наша с тобой задача донести и раскрыть важность для каждого происходящих в настоящее время процессов.

Понимание же истории помогает нам разобраться в настоящем и правильно понимать надвигающееся будущее. Правильные, удачные характеристики прошлых эпох позволяют нам видеть отличия прошлого от настоящего и правильно понять наступающее будущее.

Постиндустриальное общество — это наше надвигающееся будущее. Человечество предопределило его своими прошлыми действиями (хорошими и не очень). Это неизбежный процесс развития. Нам в нем жить, поэтому, нужно его понять и действовать в потоке, не противостоять ему. Поток сильнее, он не пощадит оппортунистов.

Здесь уместно пояснить. Когда одна эпоха приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. (Рис.3)

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технического прогресса (революций) и существенного роста доходов населения, приоритет переходит от преимущества производства товаров для жизнеобеспечивающего потребления к преимуществу производства товаров и услуг досуга, науки и наукоемких технологий (Рис.4). Производство питания, жилья, средств перемещения уже не является проблемой для общества, оно не занимает у общества много времени и сил и не является объектом большого риска.

Производственным ресурсом и потребностью общества становятся: информация (хранение и обработка), научные знания, иные средства коммуникаций и, связанные с ними, новые продукты и рынки. Мы можем сегодня даже не догадываться, что будут какие-то продукты, которые в будущем нам будут очень необходимы. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами человека станут: уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. О креативности, я думаю, нужно отдельно поговорить.

В данной части нашей беседы уместно сделать некоторые обобщения, выводы.

  1. Идеи и термин «постиндустриализм» был предложен и введён в научный оборот еще в начале XX века британским учёным, философом Ананда Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
  2. Думающие и дальновидные хомо сапиенс (Homo sapiens) давно заметили зарождающиеся тенденции. Мысль материальна, она витает в воздухе, ее нужно почувствовать и осознать. Однако общество, как всегда, все новое воспринимает в три стадии: а) этого не может быть; б) в этом что-то есть; в) да это всем известно. Идея постиндустриального общества сегодня находится на второй стадии осознания обществом – «в этом что-то есть».
  3. Развитые страны Земли (США, Англия и др.) уже вступили и развиваются в тренде постиндустриального общества. Другие, как наша Беларусь, даже об этом не думают, если смотреть на действия руководства. История не раз доказывала, что все, кто пытался жить изолированно, даже со своими передовыми технологиями, оказывались на задворках цивилизации. Дикие племена людей, не имевшие связей с Миром, и сегодня остаются дикими. Цивилизованный в древние времена Юго-восток, изолированный воинственным религиозным фундаментализмом, сегодня находится на обочине общественного развития. Беларусь должна принять решение: остаться на обочине или следовать тренду прогресса. Бездействие вынесет нас, как шлак, в мусор.

Наша с тобой, Владимир, задача показать всем Беларусам всеми доступными нам способами важность наступающей эпохи. Владимир, наша с тобой беседа важна для Беларуси и во благо народа Беларуси.

В. Баранич: Высокопарно сказано, но в этом есть разумный смысл. Арий, давай поговорим о конкретных примерах, характеризующих надвигающуюся (или уже присутствующую) постиндустриальную эпоху, «эпоху пост». Многие, как и я, лучше воспринимают новое на примерах.

А. Ластовенко: Начну приводить примеры, опять же, с известной всем истории эволюции компьютеров. Размеры компьютеров постоянно становятся все меньше и меньше, а их мощность и производительность уже превышает даже двух-трехлетние Хайтеки. Это всем известный и неоспариваемый факт. Сейчас идут разговоры о квантовых компьютерах, у которых в тысячи раз более высокие характеристики чем у теперешних компьютеров. Динамика прогресса в этой области говорит, что они станут на поток очень скоро. Огромные мощности новых компьютеров делают революцию. Этого никто не станет отрицать.

Обучающиеся роботы тоже уже не фантастика, а реальность. Они уже применяются при уходе за больными и престарелыми людьми. Труд человека-сиделки станет дороже использования робота. Будет со всех сферах также, как роботы уже заменяют людей в производстве автомобилей. Это тоже сегодняшняя реальность. Процесс идет и набирает силу.

Создаются и уже применяются автомобили без человека-водителя. При соответствующей надежности робототехники, водитель-человек будет опаснее водителя-робота, который, кстати, не занимает место в авто. Профессия водителя, таксиста станет ненужной. Каждый может найти для себя пример как многие ранее востребованные человеческие профессии становятся абсолютно не нужными.

В. Баранич: И нано-технологии широко стали использоваться и новые перспективы их использования мы постоянно открываем.

А. Ластовенко: Успехи современной генетики, исследований космического пространства и многое другое. Все современные научные достижения быстро внедряются в повседневную жизнь общества. Мы даже сейчас не до конца понимаем каким будет общество через десять лет, но тенденции мы должны знать, понимать и действовать в фарватере.

В. Баранич: Арий, я думаю, что мы понимаем происходящие процессы и привели для наших зрителей убедительные доказательства того, что мир изменяется в направлении высоких технологий и многие востребованные сегодня профессии завтра будут не нужны. Об этом мы должны поговорить применительно к нашей Беларуси. Но как быть с негативными процессами в обществе. Кризисы, войны, теракты, беженцы. Куда мы это отнесем? Я бы хотел поговорить об этом, прежде чем приступить к рассмотрению ситуации в Беларуси.

А. Ластовенко: Все происходящие мировые неурядицы, по-моему мнению, - это результат происходящей смены общественных эпох; - это революция эпох, борьба старого с новым.

Возьмем самое простое – смысл объединения объединений. История нам убедительно говорит, что крупные объединения людей имеют большие возможности для выживания и процветания общества (китайская, римская империи, США, СССР, Евросоюз). Отдельный конечно вопрос, на каких принципах они создавались и существовали и чем закончили. Но главное то, что мелким государствам, княжествам трудно существовать, даже по тому, что нужно содержать полные аппарат управления и нужны дополнительные затраты на межгосударственные торговые операции, которые становятся преобладающими в условиях расширения коммуникаций и разделения сфер производства.

Пример, из серии проблем часто обсуждаемых. Вспомните, не было Евросоюза. Если грек хотел купить мерседес, то необходимо было проделать массу операций и немцу, и греку с валютами своих стран, с таможенными и другими межгосударственными органами, что всегда делается не бесплатно и не быстро. Другое дело в Евросоюзе. Валюта одна, таможни нет. Стоимость и скорость торговых операций в десятки раз меньшие. Да, крупные межгосударственные объединения имеют недостатки, но это не недостаток объединения от отдельного государства. Это недостаток оговоренных условий объединения и менталитета объединяющихся. Но эти проблемы вторичны (ничтожны) по сравнению с выгодами объединения. Выгоды союзов очевидны их можно долго перечислять. Я думаю, недостатки Брекзита в Англии уже понимают и процесс может быть остановлен. Если новый взгляд, здравый смысл возьмет верх.

Однако, силы старых взглядов всячески препятствуют новому и будут это делать до своего конца. Старым в старой системе более комфортно и там они имеют много выгод, а в новой системе они могу вообще ничего не получить. Поэтому, источником нестабильности сегодня является остановившиеся, в свое время, в развитии общества страны юго-востока. Новое из запада приходит в эти страны, однако старое под лозунгом религиозного фундаментализма агрессивно сопротивляется, не имея других возможностей противостоять, сопротивляется с помощью терактов, т.е с помощью мелких пакостей. Которые нервируют и раздражают тех, кто хочет жить цивилизованно, в фарватере прогрессивного развития общества и технологий.

С другой стороны в мире существуют силы, которые утратили свое влияние и желают реванша. Им выгодно противостояние старого и нового, они его используют. Они за новое, но для них реванш важнее. Они стремятся раскачать, разрушить развивающееся новое, подпольно поддерживая агрессивные действия старого. Наплыв эмигрантов в Европу и Англию спровоцировали брекзит и разграничительные течения в Евросоюзе. Те, кто хочет реванша, хотят уничтожить фаворита и стать на его место. Однако думающее, цивилизованное понимание преобладает над усилиями реваншистов. Брекзит понемногу сходит на нет, я думаю процесс затянется и не доведется до конца. С беженцами также будет найдено решение. Нужно чтобы не арабы бежали в цивилизацию, а цивилизация бежала к арабам. А они сами победят своих фундаменталистов. И реваншиста ничего не останется как признать свое поражение.

В. Баранич: Насколько я понимаю, ты считаешь, что здравый смысл будет преобладать и новое будет преобладать, а старое успокоится и отомрет.

А. Ластовенко: Да, если новое не поддастся провокациям старого и особенно реваншистам. Реваншисты сегодня большая угроза, чем фундаменталисты.

В. Баранич: Да, ты нарисовал мрачную картину.

А. Ластовенко: Ну не такая уж и мрачная. В современных условиях глобализации, гибридная революция - это как раз и неплохо. Потому что открытое противостояние старого и нового не минуем приведет к мировой войне, а это уже самое плохое. Пока возможность мировой войны еще существует. Сегодня мировая война может стать откатом цивилизации в каменный век. Этого ни как нельзя допустить. Наша задача, задача народа Беларуси примкнуть к течению, за которым будущее. Не быть на поводу у популистов, реваншистов, фундаменталистов различного толка. Белорусам нужно четко осознать где формируется мировой фарватер, где мы сейчас находимся и что нам необходимо сделать чтобы процветать как государство и нация.

В. Баранич: Ну что ж, нужно подвести какой-то итог наших рассуждений. В обществе грядут серьезные изменения, вызванные научным прогрессом. Многие неквалифицированные профессии станут не нужны, появится множество безработных и им нужно будет переквалифицироваться, переучиваться и, даже. Учиться заново. Сегодняшние конфликты между растущим новым и отмирающим старым сойдет на нет. Общественная структура государств будет коренным образом видоизменена.

А. Ластовенко: Беларусь не может быть исключением. Мы, беларусы, должны осознать наше теперешнее положение (проблемы, возможности, перспективы). Мы должны четко представить наш прогрессивный путь развития, знать, что для этого нужно при себе иметь и в себе выработать, и нужно начинать двигаться в правильном направлении.

Но о Беларуси мы поговорим в следующей беседе. Необходимо чтобы наши зрители мысленно переработали полученную в сегодняшней беседе информацию. На отдельные события мы посмотрели с необычного ракурса, что потребует время на осмысление.

В. Баранич: Да … Эпоха пост - сегодняшняя реальность. «общество профессионалов», где основным классом является «класс интеллектуалов», а власть принадлежит меритократии — интеллектуальной элите. Чисто физический труд находится в нижней части спектра трудовых профессий. Специалистов физического труда уже интенсивно заменяют роботы в ранее непредсказуемых профессиях. Автомобили без водителей уже реальность

Это происходит на наших глазах. Вчера не было никто не знал, сегодня уже есть и все пользуются. Этого нельзя недооценивать, с этим нужно считаться.

Понимая существующие тенденции мирового развития общества и экономики, Беларуси сегодня нужно сделать выбор и двигаться в тренде. Отсрочка в выборе курса буде все дороже и дороже для всех и каждого из нас и наших потомков. Завтра придет очень быстро и может быть уже будет поздно что-либо предпринимать. У Беларуси еще есть возможности. В следующей беседе мы поговорим о готовности республики к адаптации под происходящие мировые изменения и о том, что следует делать сейчас Беларуси.

Думайте! И до скорой встречи. Следующая наша беседа «Место Беларуси в тренде мировой постиндустриализации общества»

Наши контакты 

    АДРЕС:
  • г. Минск, Партизанский пр-т 77, 10-й корпус БНТУ. каб. 403
    Телефоны:
  • городской (017) 257-42-25; 257-45-60
  • сотовый (029) 103-91-06 Велком
  • эл. почта: ipkbntu@yandex.ru

Видео презентация